Понедельник, 29.04.2024, 09:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Пресса

Герой нашего времени (интервью, журнал "Fuzz")
Иван Алексеев, вероятно, стал главным российским дебютантом 2008-го: год назад его псевдоним Noize MC был хорошо известен лишь меломанам и поклонникам хип-хопа, а теперь этой музыкой заслушиваются многие из тех, кто обычно рэпперов на дух не переносит. Помимо выхода дебютного альбома "The Greatest Hits Vol. 1" и телеротаций, в прошлом году состоялся его переход из клубов на площадки крупнее, и 21 февраля Noize MC дает первый большой концерт в Санкт-Петербурге. Fuzz решил, что самое время узнать побольше, а Нойз охотно ответил на вопросы, сразу же перейдя на "ты" - и по его песням несложно понять, что обращение "вы" ему действительно не подходит.


Fuzz: Ты родился в Ярцево, успел пожить в Белгороде, а теперь находишься в Москве. Любишь смену обстановки, или перемещения были вынужденными?
Noize MC: Переезд никогда самоцелью не был. Просто складывались в какой-то момент не самые благоприятные обстоятельства для жизни в определенном городе, и при этом появлялась возможность переехать туда, где жизнь бурлит активнее. Ярцево - это город, находящийся в полном упадке, оттуда уехали все, кроме, как шутят местные жители, пионеров да пенсионеров. В городе очень много наркотиков, куча молодежи сторчалась там в 90-х и в начале 00-х, и, насколько я знаю, эта тенденция там продолжается. Белгород - прекрасный город, областной центр, при этом без всяких намеков на индустриальный мегаполис. Можно сказать, что хип-хоп-движуху, которая там пошла, рэп-вечеринки и все это движение ставили на ноги я и мои единомышленники. То есть сцены как таковой в Белгороде не было, мы ее создавали. Поэтому дальше там развиваться в музыкальном плане, как-то творчески расти было крайне затруднительно. А в Москве кипит жизнь. И, если заниматься музыкой, то, как мне кажется, в Москве, Питере, или, как минимум, в Екатеринбурге. Ну, во Владивостоке еще.

Fuzz: Музыка у тебя находится между роком и хип-хопом, а в отношении тусовки ты сейчас себя к кому ближе ощущаешь - рокерам или рэпперам?
Noize MC: Изначально я пришел из хип-хопа. И, если говорить о посещении сайтов, то я достаточно частый гость на hip-hop.ru, редко там отписываюсь, но часто читаю. Нельзя сказать, чтобы я очень часто заходил на какие-то профильные рокерские форумы (смеется), поэтому, наверное, в плане тусовки я больше людей знаю из хип-хопа. Но в последнее время эта ситуация изменяется: с Кирпичами познакомились недавно, с Тараканами! дружим, с НАИВом.

Fuzz: В целом понятно, кто в России слушает рок и кто хип-хоп, а вот твоя аудитория - она какая?
Noize MC: Знаешь, именно то, что мешанина из рэпа и рока для нашей страны почему-то до сих пор экзотична, обусловило одну приятную особенность: нас не слушают люди, которые потянулись к какому-то определенному тренду, когда "модно слушать хип-хоп" или "круто, мы все панки, мы ходим на панк-группы"... Ты не попадаешь в какую-то обойму, когда у тебя на концерте много людей, которые пришли просто из-за того, что ты относишься к какому-то сообществу. В итоге больше думающих людей слушает музыку, ходит на концерты. Приходят послушать именно меня, именно то, что я хочу им сказать. Среди них есть рэпперы, есть панки, есть альтернативщики, я даже футбольных фанатов видел на концертах.

Fuzz: Одна из твоих любимых книг - "Nobrow", посвященная исчезновению границ между "высоколобой" культурой и массовой. А твоя собственная музыка тебе кажется примером ноубрау?
Noize MC: Ну да. На мой взгляд, все самые крутые вещи находятся на грани чего-то с чем-то, на пересечении каких-то явлений. Я действительно, когда пишу тексты, стараюсь, с одной стороны, не умничать, а, с другой стороны, не скатываться в дебилизм. Ну, периодически скатываюсь, но делаю это всегда абсолютно сознательно. А поумничать, сознательно написать навороченный текст с кучей многослойных аллегорий и так далее, чтобы потом это было понятно в лучшем случае двум из тысячи - ну, не знаю, мне это неприкольно, мне нравится разговаривать с людьми на понятном им языке.

Fuzz: Ты долгое время был в андеграунде, играл на Арбате - теперь, когда вместо этого выступаешь на больших площадках и ротируешься на ТВ, популярность не кажется странной?
Noize MC: Со стороны, может быть, это выглядит как выстрел в космос, но на самом деле все происходило постепенно. Мы после того, как год играли на Арбате, стали выступать в сборных солянках по средам во всевозможных "Точках" и "Релаксах", сделали свой первый сольный концерт в Москве, на который пришло человек 150, в следующий раз уже побольше. У меня нет ощущения, что на меня что-то свалилось, и, наверное, стоит быть благодарным судьбе, потому что как раз неожиданно свалившийся успех ломает сильнее всего. Я кропотливо, долго, упорно долбил лбом стену, образовалась сначала трещина, потом вторая, и вот она уже, наконец-то, начинает передо мной рушиться.

Fuzz: В последние лет пять в России не появлялось настолько масштабных звезд, какими стали до этого Земфира, Лагутенко и Шнуров, оказавшись символами времени. Тебе не кажется, что новым символом мог бы стать ты?
Noize MC: Лестно было бы, если бы такое вдруг получилось, но это не самоцель ни в коем случае. Если окажется, что мои песни - не символ времени, ничего страшного, зато прикольно выступать было. А по поводу музыки в целом и образовавшегося в ней застоя мне кажется, что сейчас ситуацию можно сравнить с концом 80-х. Когда в музыке настал мировой кризис: с одной стороны, всех уже достал окончательно тяжелый металл, накладные плечи и кожаные куртки, с другой стороны, было очень много пластиковой диско-попсы. Рок находился в упадке, а хип-хоп еще не стал мейнстримом, - в белом рэпе появились суперзвезды Beastie Boys, но сказать, что на музыкальной сцене все было круто, нельзя, и должно было произойти что-то неизбежно. Тогда пришла Nirvana, сиэттлская волна, появилась группа The Prodigy... Сейчас все переварят музыку, на которой выросли, а это музыка 90-х, и рванут. Во всяком случае, мне кажется, что именно этим я и занимаюсь.

Fuzz: Впечатляет твоя работоспособность (например, трехчасовые концерты), при этом у тебя легкий образ, музыка не грузит. Внешне это все выглядит как праздник, а не изматывает ли при этом?
Noize MC: Пока не надоедает, и мне кажется, что это круто. Может быть, через пару лет уже тру-фанаты будут брюзжать: "Что такое? Почему концерт идет 2 часа 15 минут? Почему не 3?". Я просто делаю, пока делается. Если очень много использовать мозг в процессе концертной работы, ничего хорошего не получится, потому что нужно приводить людям праздник, иначе зачем ты нужен? Ты дико заумный музыкант, который вышел что-то такое людям сказать, чтобы все вскрылись? Ну, они слышали уже на альбоме большинство из этого. Понятное дело, что есть всякие фристайлы, какие-то песни, которые они могли не слышать, но тем не менее. Если ты выходишь на сцену, то это должно всем быть интересно, и тебе в первую очередь. Иначе это не имеет никакого смысла. Я посмотрел много концертов уставших групп, и это очень печально. Выходит грустный человек, начинает что-то грустно играть на гитаре, грустно петь... (смеется) И все стоят, грустят и думают: "Да, вот круто они когда-то отжигали, но теперь что-то фигня какая-то". И при этом есть же группа The Rolling Stones, есть группа Red Hot Chili Peppers, мне кажется, вот к этому надо стремиться. Фигачить, фигачить, и не уставать. Есть такая фраза, одна из моих любимых: "выспишься в гробу".

Fuzz: Глупый вопрос, и тебе его наверняка уже тысячу раз задавали, но удержаться невозможно: как получается с такой скоростью фристайлить?
Noize MC: Ну, по некоторым сведениям, человек думает в четыре раза быстрее, чем говорит. И это помогает, конечно. В целом это выглядит так: ты в первой строчке просто говоришь то, что хочешь сказать. Укладываешь это в ритм. Сделать это относительно нетрудно, можно чуть-чуть потренироваться, и это сможет сделать абсолютно каждый... Отдаешь себе отчет, говоря эту фразу, на какое слово она заканчивается, и, если у тебя большой активный запас рифм на это слово, то ты тут же придумываешь, как срифмовать. Но недостаточно просто знать рифмы, плакса-вакса-такса, нужно мыслить словосочетаниями. Словосочетание с определенным словом на конце - это уже что-то, вокруг этого строится предложение. Но я толком не могу объяснить, как это происходит. При этом иногда случается тупить. Когда концерты в пяти городах кряду, в последнем уже можно, конечно, так офигеть, что периодически всякие проколы случаются - может язык заплетаться, можно не выговорить какое-то слово или просто глупость какую-то сбубнить, но надо держаться, выруливать.

Fuzz: Была история с фестивалем "МегаБит", когда уже во время саундчека рядом со сценой обнаружилась политическая агитация, и часть групп отменила выступления. Ты там исполнил песню "Наше движение", которая очень подходила к ситуации - это было спонтанным решением?
Noize MC: Ну, я ее сразу собирался спеть, и, когда увидел агитацию, понял, что правильно делал. И вообще, мне кажется, что большинство музыкантов боятся всевозможных баннеров и выступать под эгидой чего-то, потому что они действуют так: у них есть песни, они знают, как их играть, выходят и играют. Между песнями что-то говорят, а есть такие, которые вообще ничего не говорят. В общем, это этакая компакт-кассета: стоит бумбокс, на котором наклеены баннеры "Наше движение", "Пейте пиво такое-то" или еще что-нибудь. Берут кассету с надписью "Группа "Веселушки", вставляют, жмут на "Play", и понятно, что из бумбокса раздается этот музон. Мне кажется, наш основной прикол - то, что мы не кассета. То, что, когда мы выступаем, это практически всегда непредсказуемо, и, даже если нет подходящей песни, всегда будет подходящий фристайл. Если нам чем-то не нравится окружающее, происходящее, какие-то люди, которые организовывают все это, или организации, которые за этим стоят... да что угодно, это обязательно будет отражено. В связи с этим мне кажется, что нам бояться где-то не там выступить - это было бы странно. Естественно, если бы меня сразу позвали на такое мероприятие, я бы 300 раз подумал, стоит ли туда идти. Но, думаю, имея в арсенале песню "Наше Движение", все-таки пошел бы! (смеется)

Fuzz: Насколько понравился тебе опыт работы в кино, хотелось ли бы в будущем им заниматься?
Noize MC: Цели у меня такой нет, потому что понятно, что в кино я страшный дилетант. Возможно, то, как скованно я себя вел в кадре в "Розыгрыше", было на руку, учитывая то, какого персонажа я там играл, но... мне надо либо играть самого себя, либо не соваться и не отнимать у людей время. Актер я, прямо скажем, сомнительный. Так что единственная цель - музыка. Я это давно уже понял, за что благодарен судьбе. Потому что смотрю, как многие люди маются, и понимаю, что прикол не в деньгах, не в славе, а просто в том, что многие люди не могут определиться, что они вообще хотят делать. Все могут определиться, сколько они хотят денег, где они хотят жить и как они хотят отдыхать, но вот определиться с основным своим занятием - крайне немногие. Я считаю, что мне очень повезло, и намерен с этой стези уже не сходить.

Fuzz: У тебя есть совместная песня с Тараканами!, в записи альбома приняла участие Маша Макарова, - а насколько ты вообще любишь с кем-то сотрудничать, планируются ли новые совместные работы?
Noize MC: Мы с Васей В. обязательно что-нибудь сделаем. Совместный концерт в Москве будет 22 февраля, как раз на следующий день после Питера, мы, видимо, вместе поедем с Кирпичами. Я обязательно сделаю что-нибудь с Чачей из НАИВа. А вот что касается рэпперов... Мне как-то всегда было трудно делать фичеринги с рэп-исполнителями, у меня их можно по пальцам пересчитать. Потому что я не люблю эту схему, когда люди на разных концах Земли что-то в компьютерах делают под один минус, друг другу пересылают, каждый зачитывает куплет, а при этом люди в жизни даже не виделись толком. А сейчас появились новые знакомства, я вдохновлен знакомством со многими из людей, которых слушал в детстве, вроде того же Васи В. И я думаю, что вот здесь получатся какие-то совместные песни.

Fuzz: В прошлом году вышел дебютный альбом, но туда вошла лишь небольшая часть имеющегося материала. Следующий альбом будет состоять из старых вещей, или уже из новых?
Noize MC: Из новых. Там будет, может быть, песен пять, написанных раньше, чем был выпущен первый, но не более того.

Fuzz: А с остальными старыми что будет?
Noize MC: Существует очень много всевозможных демо с ним, а еще мы стараемся писать практически все концерты, и я думаю, что есть два варианта: либо я скомпилирую и запишу какую-то тематическую подборку, либо соберу это все в каких-то лайвах, уже существующих демо, и просто закатаю MP3-диск.

Fuzz: Второй альбом будет отличаться только по материалу, а звучание свое ты уже нашел, или оно тоже будет меняться?
Noize MC: Не нашел, совсем. Саундом первой пластинки процентов на 60 недоволен. Что касается стилей, я сейчас нахожусь под жесточайшим впечатлением от драм-н-бейс-культуры. Я вообще считаю, что драм-н-бейс - направление, которое незаслуженно занимает низкие позиции в мировой музыке, потому что это же такой нео-рок-н-ролл, это качает, как твист. И я намерен добавить "драмэнбасса" во втором альбоме. Уже как минимум две песни там будут драм-н-бейсовые, при этом с тяжелыми гитарами. Дабстеп вот интересная штука. Всевозможные стили, возникшие на основе регги-музыки... Я уже давно и активно использую регги. Но я бы добавил, наверное, еще электронщины какой-то.


В сокращенном виде и под другим заголовком ("Назови его попсой") опубликовано в журнале "Fuzz" (февраль 2009)

Категория: Пресса | Добавил: aler (13.10.2009)
Просмотров: 742 | Теги: fuzz, интервью | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Пресса [12]
Поиск
Пользовательского поиска
Наш опрос
Слушаете ли Вы Noize MC?
Всего ответов: 65
Друзья сайта
Реклама
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Поиск

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz